Дети разведенных родителей

 Это цитата из книги Г.Фигдора «Дети разведенных родителей», к которой мне нечего добавить.
Эту книгу надо просто читать и пропускать через себя.
Искренне рекомендую с ней познакомиться.

Дети разведенных родителей
Главной, пожалуй, особенностью семей с разведенными или разводящимися родителями, является обилие психических конфликтов, которые происходят не только между родителями, но и между родителями и детьми.
Жизнь в разводе изменяет условия жизни ребенка довольно серьезно: ребенку приходится отдельно переживать свое отношение к отцу и свое отношение к матери. Имеет место три аспекта:
— оба отношения разделены местом,
— ребенок проводит основное время с одним и только определенное время с другим родителем,
— разделение предполагает исключающее ИЛИ (или ребенок находится с одним родителем, или с другим).
Сразу после развода ребенку приходится привыкать к тому, что в одном и том же месте сразу с двумя родителями уже не побываешь. Приходится привыкать и к тому, что родители постоянно борются, в том числе они борются за воспитание ребенка (детей).
Бывшая триангулярная схема отношений рушится. Вместе с ней исчезает действие положительных эффектов, вызываемых ею. Триангулярная схема отношений помогает процессам индивидуализации ребенка, становлению его «Я». В полной семье ребенок чувствует себя более уверенно, существование второго родителя смягчает страхи в отношении первого.
В полной семье конфликты чаще разрешаются в рациональном порядке. В неполной семье ребенок в большей степени осваивает механизмы психологической защиты в решении проблем (то есть избежать их, а не решить их).
Часто в конфликтах один из родителей может прийти к ясному осознанию своей неправоты. Значительно легче в этой отношении пойти на уступки своему супругу, нежели своему ребенку. В силу только этой особенности некоторые внутрисемейные конфликты (с разведенными родителями) могут длиться очень долго.
Другой (отдаленный) родитель продолжает оставаться для ребенком авторитетом. Поэтому время от времени он может ссылаться на него («А вот папа говорит…»), чем вызывать приступы гнева со стороны наличного родителя. Это гнев может спровоцировать много обидных слов, таких как «Вот и уходи вообще к нему жить!»
Наличие брата или сестры может совсем запутать сложные внутрисемейные отношения. Так или иначе может выясниться, например, что один ребенок в большей степени тяготеет к одному родителю, другой — к другому. В результате могут складываться коалиции.
Если имеется более одного ребенка, важно, чтобы отец виделся с каждым отдельно и так организовывать посещения, чтобы он находил время заниматься с каждым из них отдельно и соответственно возрасту. Это сделало бы возможным некоторое «нарцисстическое уравновешивание» и могло бы также приносить (старшим детям) облегчение, особенно если они имеют возможность говорить иногда о своих обидах и проблемах.
Воспитательные действия родителей в любой семье сопровождаются субъективистскими интенциями. Возможно, одному из родителей может прийти в голову, что его ребенок — прирожденный великий пианист. Если в семье имеется другой родитель, то с высокой долей вероятностью он выступит критиком идеи отдать ребенка в музыкальную школу (вместо этого он может предложить, например, записать ребенка в спортивную секцию). Без взаимной критики воспитание становится сильно уязвимым по отношению к системе ценностей одного из родителей.
Родитель, оставшись наедине с ребенком (детьми), может переносить на них свои взрослые проблемы. Раньше, например, этот родитель мог со своим супругом обсудить проблемы на работе. Теперь эти жалобы вынуждены слушать дети, что тоже может наложить отпечаток на их мировосприятие.
Многие родители слишком остро переживают свою разведенность. Их переживания носят характер разочарования в людях, а также собственной неудачливости. Если проблемы в личной жизни сопровождаются проблемами на работе, в других сферах, то самооценка родителя может пострадать совсем сильно. С одной стороны, он может начать вымещать на детях свою «неудачливость». С другой стороны, может заразить их комплексом неполноценности.
Другая проблема может состоять в том, что наличный родитель может заразить детей ненавистью к другому родителю. Эта ненависть может сильно сказаться на формировании характера. Если отсутствующий родитель — отец, то может сложиться ненависть вообще к мужчинам. Если родитель — трудоголик (например), то соответственно к трудоголикам. И так далее.
Литература
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М., 1995.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *