Нарушение привязанности

В этой небольшой статье я бы хотела рассказать о привязанности, так как этот вопрос часто появляется, как просто в беседе, так и в рамках терапевтической работы, а также прояснить некоторые моменты, связанные с терапией нарушений привязанности.

О привязанности, о нарушениях привязанности или расстройствах привязанности стали говорить довольно давно и наиболее структурно смогли об этом написать в «Теории привязанности» Дж. Боулби, М. Эйнсуорт и  К.Х. Бриш в своей работе «Терапия нарушений привязанности».

Авторы теории привязанности подробно в своих работах исследуют истоки появления механизма привязанности, говорят об его не только человеческой природе, формируют научные подходы к этой теории.

Привя́занность — чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюбленности, преданности кому-либо или чему-либо, а также еще говорят, что это связь, которая притягивает и удерживает человека рядом с кем-то или чем-то, когда его с этим не связывает ни чувство любви, ни интерес либо выгода. 

Что такое привязанность знают все, а зачем она нужна вряд ли кто-то специально задумывался, хотя это один из самых главных принципов выживания младенца, впоследствии и взрослого человека, а также здорового существования в согласии с собой и окружающими.

У младенца привязанность формируется,  как врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечит удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите и позаботится о нем.  А так же эта двухсторонняя привязанность,  как со стороны младенца, так и со стороны ухаживающего лица,  дает необходимый психологический комфорт, который формирует у ребёнка чувство защищённости,  доверия к окружающему миру и возможность жить  без постоянного контроля и тревоги.  Именно формирующаяся привязанность ребёнка к матери дает возможность приспособиться к матери, к её реакциям, привыкнуть к ней, привязаться, полюбить, так же у матери к младенцу формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о нем и давать все нужно для выживания, как физического, так и психического. 

Если же этого не происходит, привязанность не формируется или формируется «искаженная» привязанность, которую относят к расстройствам привязанности.

Я кратко опишу 4 типа привязанности:

1. Уверенная (безопаснаяпривязанность: дети способны выражать свои чувства при расставании с матерью или близким человеком. Они плачут, сердятся, ищут мать, радуются, если нашли. Это дает возможность ребенку быть в контакте со своими переживаниями, разрешать себе их проявлять и демонстрировать.

2. Тревожно-амбивалентная привязанность: при расставании с матерью дети страдают и испытывают страх, пытаются предотвратить расставание, не отпускают мать, истерят и не могут успокоиться, пока мать отсутствует. Когда мать возвращается,  дети требуют, чтобы она полностью была занята только ими, дети долго не могут успокоиться и не отпускают мать  длительное время.

3. Тревожно-избегающая привязанность: создается впечатление, что дети игнорируют как расставание с матерью, так и ее возвращение, но это далеко не так. Они находятся в стрессовом состоянии, но никак не показывают этого, создавая иллюзию равнодушия и бесчувствия, что  указывает на то, что уже даже маленькие дети пытаются скрыть свой страх и беспомощность, если нет возможности получить защиту и заботу.

4. Небезопасная привязанность дезорганизованного типа: дети, относящиеся к группе с такой формой привязанности, проявляют неоформленную реакцию на разлуку, не до конца понятную даже им самим, они как будто не знают, как реагировать, не различают свои эмоции. И как пример, после возвращения родителей они обращаются к ним лишь на короткое время, либо топчутся на одном месте, выглядя при этом апатичными, оцепеневшими, словно самим непонятны свои эмоции.

Важность понимания этого, как и типов привязанностей, так и впоследствии формирования расстройств привязанности, ведет к тому, что человек начинает видеть как паттерны своих реакций или поведения, так и корни этого, уходящие глубоко в детство.

Привязанность формируется с самого начала младенчества и начинает проявляться к 6-8 месячному возрасту, что говорит об крайне важном периоде, где формируется именно на основании привязанности базовое доверие, как к людям, так и к миру, а самое главное, к себе.

Базовое доверие нужно как основа формирования взгляда на мир, на других людей, на себя, как фундамент для отношений, их развития и в дальнейшем возможности или невозможности жить длительное время в близком эмоциональном контакте с другим человеком. По большому счету, это основа отношений, какими они будут и будут ли вообще.

Человек, испытывая трудности в создании взаимного контакта с другим человеком, довольно часто винит себя, справедливо замечая, что «скорее всего он делает что-то не так», но не понимает, не видит, что и как он делает. Это возможно увидеть, продемонстрировать и до какой-то степени исправить в длительных терапевтических отношениях, где вся травма формирования привязанности выходит на поверхность и можно отследить реакции, эмоции, увидеть к чему они приводят.

Человек с нарушением привязанности может быть, как и излишне эмоциональным, правда, с ощущением этих эмоций невпопад, так и практически безэмоциональным, создающим ощущение полной его нечувствительности, даже алекситимии. Соответственно, создать надежные длительные теплые отношения невозможно, так как для них нет ни пространства, ни возможностей и, часто сам человек говорит, что ни желания отношений или близкого эмоционального контакта с другим человеком.

Если же человек с такими трудностями, обращается к психотерапевту, то и  в процессе терапии во взаимоотношениях с терапевтом происходит тоже самое — нет ни контакта, ни отношений, ни запроса  в терапии,  что говорит вроде бы об отсутствии желания и надобности в терапии. А на самом деле об огромном страхе  перед тем, что будет опять отвержен или брошен, не понят и потом даже за это наказан, что блокирует какие-либо шаги навстречу другому человеку или другого человека, в данном случае, терапевта.

И если в терапии происходит так, что они вместе доходят до этого страха, то можно сказать, что большая часть психотерапевтической работы сделана, так как открыт доступ к чувствам. А это гарантия и возможность что-то исправить, потому что именно страх, а перед этим боль, закрепившая этот страх,  от неожиданного поведения, неадекватной или пугающей реакции  матери или ухаживающего лица в детстве, сформировали такую защиту, которая не дает возможности создать эмоциональный контакт или даже попробовать сделать шаг к другому,  чтобы начать строить доверительные открытые, честные отношения,  где можно испытывать весь спектр эмоций, присущий двум людям во взаимоотношениях и взаимодействии друг с другом.

Психотерапия — это возможность еще раз пройти тот путь формирования привязанности, насколько это возможно, она дает шанс обрести свободу, так как привязанность непосредственно влияет на дальнейшие успехи человека в семейной жизни, профессиональные достижения, социальное общение, иметь адекватную социальную реализацию, решать задачи личностного развития и самореализации, справляться или научиться справляться с жизненными трудностями, с тревогой, с опасными ситуациями и стрессами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *